Сегодня Минздрав России волевым решением продвигает организацию отделов платных медицинских услуг в государственных больницах.
Занимаясь обучением управленческого персонала и готовя материал для этих семинаров, сложно найти полезные рекомендации по организации таких отделов, остается только констатировать факт, что идет серьезный перекос, когда создаются сразу несколько проблем в этой теме:
- Коммерческая медицина со своими правилами и требованиями развивается в госучреждениях, где правила работы и оказания медицинской помощи совсем другие: по сервису, логистике, времени работы с пациентом, информационной доступности и пр.
- Платные услуги оказываются пациентам теми же врачами и на том же оборудовании, что и услуги по ОМС
- Платные услуги заставляют оказывать врачей в свободное от основной работы время, т.е. после 15-16 часов
- Смешение потоков «платных» и «бесплатных» пациентов
- Госучреждение берет деньги за те медицинские услуги, которые включены по большей части в ОМС
Что делать государственным клиникам в этой ситуации?
В конце 2017 года главный врач Столичной горбольницы им. М.Е. Жадкевича (бывшая ГКБ №71) Александр Мясников поделился в интервью своим опытом
https://vademec.ru/article/ya_zhe_ne_govoryu-_chto_u_nas_otlichnaya_meditsina/
– А на каких платных услугах все-таки получается заработать?
Деньги пациентов мы получаем за сервисные палаты или в том случае, когда человеку нужна операция и он хочет, чтобы ее делал какой‑то конкретный врач, – за это он готов платить. Еще пациенты приходят платно «от безысходности». Например, человеку нужен протез аорты, он его покупает сам и не хочет, чтобы его плохо поставили: имплантат стоит 600 тысяч, а квоты закончились. Тогда пациенты обращаются к нашим специалистам – мы одни из немногих, кто в Москве это делает на мировом уровне.
Наша позиция по этому вопросу: для государственных клиник также актуальны законы и правила рынка. Отделы платных услуг надо формировать по этим законам и правилам:
- Формировать концепцию данного отдела – как отдельного проекта: с брендом, конкурентными преимуществами, своей уникальностью, что будет характеризовать именно это учреждение.
- Находить и включать в прайсы те услуги, которые более всего подходят под понятие «платные», это как раз то, о чем говорит доктор А.Мясников – то есть формировать свою бизнес-модель, а не подходить к данному вопросу формально.
- И конечно же, развивать сервис и клиентриентированность, чего так не хватает в наших государственных больницах